Перебирал старые файлы, попалось под руку вот что:

----------------------------------------

Дом культуры.



Не знаю, что меня привело в тот ДК.

Заштатный городишко, каких десятки разбросаны по Уралу, прилепился к некогда могучему, а теперь едва дышащему заводику. Кажется, здесь добывали медь. Меня направили туда в командировку – внедрять какую-то нелепую программу учёта. Зачем это понадобилось местному начальству, никто в нашей конторе не знал.

Было часов десять утра. Бросив в гостиничном номере чемодан, я поплёлся по грязноватой улице искать административный корпус. Это оказалось приземистое шлакоблочное здание, в трёх кварталах от гостиницы, выкрашенное в унылый серый цвет. Единственный вход был перегорожен никелированным турникетом – вертушкой, сохранившимся, наверное, ещё с советских времён. К нему был приварен уродливый ржавый засов, уходивший одним концом в фанерную будку, где сидел кургузого вида мужичонка и проверял у всех пропуск.

Пропуска у меня, естественно, не было, не оказалось на месте и директора, которому мужичонка тут же позвонил. Выяснив, что директор появиться часа через два, он повесил трубку, сообщил мне, что без директора не пропустит, немного помолчал и спросил закурить. Я дал ему закурить, и пошёл обратно к гостинице.

Мимо проползла кавалькада машин. Впереди шёл зелёный уазик с мигалкой, за ним натужно пыхтел соляркой МАЗ с большим прицепом, укрытым зачем-то со всех сторон дерюгой. Замыкал процессию дряхлый «Москвич» с военными номерами и нелепо тонированными стёклами.

Напротив гостиницы на стопке покрышек сидела бабка и продавала пирожки. Клиентура у неё была какая-то жиденькая – кроме меня, на улице никого не было. Я взял один пирожок, ещё у бабки нашёлся какой-то мерзкий растворимый кофе. Прихлёбывая отвратительно-теплый напиток, я прошёл мимо гостиницы – лежать на диване и тупо смотреть в потолок не хотелось, а у ноутбука сдохла таблица разделов, и реанимация грозила растянуться часа на три, хотя DVD c бэкапами валялся где-то на дне чемодана. В который раз поблагодарив судьбу, что сбросил туда всё важное, я свернул в какой-то переулок, потом ещё в один, и неожиданно оказался у ржавой решётчатой ограды.

За оградой оказался какой-то то ли скверик, то ли парк. Его извилистые дорожки были засыпаны увядшими листьями. Я пошёл, позёвывая, вперёд по потрескавшемуся асфальту. Дождей ещё не было, и листья тихо шуршали под ногами. Уже почти голые деревья нависали над дорожкой, закрывая свинцовое небо, в котором откуда-то со стороны завода наплывало мутное серое облако. Птиц в парке не было, и стояла настолько глубокая, звенящая тишина, что становилось как-то не по себе. Я достал телефон, гарнитуру, порылся в меню, отыскивая подходящую песню. Ничего не решив, я запустил случайный поиск и закрыл глаза, пытаясь угадать, что выпадет.



В соседней подворотне

Под шорох листопада,

Танцуя беззаботно,

Кружилась смерть когда-то.



Летела в вихре вальса

По гулкой мостовой,

Смеялась желтым листьям

И плакала порой,



Лицом уткнувшись в небо,

От счастья и свободы.

И дождиком холодным

Ей вторила природа.



Босая, в легком платье

И с ветром в волосах

С охапкой желтых листьев,

Забытая во снах.



Медленная мелодия, тихий, полузабытый голос – как маяк из далёкого прошлого. Давно уже распалась та группа, кажется, они назывались «Листок», или «Исток»… Сейчас, наверное, уже никто и не помнит.

Удивительно – уже не первый раз случайно выпавшая песня оказывается как раз к месту.

Деревья вдруг расступились, и оказалось, что за ними прячется обшарпанное, неко-гда выкрашенное в синий цвет здание. Это был типичный дом культуры сталинской по-стройки – высокие узкие двери с прогнившими уже дубовыми створками, такие же окна и аляповатые фигуры пионеров на карнизе третьего этажа. Об этом же говорили и облезлые жестяные буквы над входом.

На втором и третьем этажах в окнах горел тусклый свет.

Я поднялся по рассыпающимся бетонным ступенькам, и толкнул дверь. Открылась она легко, будто только что смазанная. Холл был таким же, как и любой другой холл в подобных заведениях: справа – гардероб без единого номерка, слева – место вахтёра и тщедушный книжный магазинчик.

Решив, что где-то в глубине должна быть и библиотека, я прошёл вглубь, и свернул в левый коридор. Библиотека оказалась закрытой – на ручке висела табличка «Санитарный день», и похоже было, что висит она уже пару недель.

Из глубины коридора раздавалась музыка – где-то играли на пианино. Я пошёл на звук, и вышел к внутренней лестнице. Она была заставлена какими-то коробками и меш-ками, везде была пыль и осыпавшаяся с потолка штукатурка. На верхней площадке я долго отряхивал брюки, потом плюнул, и решил позже в гостинице выбить их ремешком.

В актовом зале было темно, только сцена была немного освещена. И тут я увидел её.



Туман. Ни зги не видно. Дождь.

Куда?

Зачем?

И так все ясно.

Напрасно...

Плен.

И в теле дрожь.



Огни. Помойка. Надоело

Бежать,

Бороться,

Водку пить.

Бесцельно жить.

Бесцельно ждать.

И дрожь из тела.



Огни с ресниц. На обороте

Осколки,

Ночь.

И звезды с неба.

Дождем и снегом...

А утром - прочь.

И блажь до рвоты.



Она стояла на самом краю сцены, её голос разносился по пустому залу и терялся где-то под потолком.

Через три дня я уехал. Она стояла на платформе, и смотрела вслед поезду, а потом пошла вперёд, и махала рукой, пока её не унесло поворотом.

Я опустился на полку, вытянул ноги и полез в карман за чекушкой. Пальцы вдруг натолкнулись на кусочек пластмассы, и я вынул на свет телефон, что подарил ей на память.

===============================================================================

Спасибо:

Борисенко Екатерине – за использованные стихи.

Братьям Стругацким – за материал для сатиры

2.02.2005