Школьная - это хорошо. Только мой опыт показывает, что физику и математику а последние 40 лет преподают в стиле "вот такая формула получается из вывода". Что стоит за этой формулой студентам не объясняют. Для примера, попробуйте узнать, откуда в законе кулона 4*пи. Будете очень удивлены, узнав, что этот коэффициент связан с площадью (насколько я помню (а может и объём там был)) сферы и никогда не выходил в закон кулона в системе СГС. Зато входил в формулу ёмкости конденсатора. Но когда создали СИ, решили что конденсаторы считать будут чаще, чем кулоновскую силу и перенесли 4*пи. При этом нахрен убился физический смысл. Так же потеряла свой смысл диэлектрическая проницаемость, получив в подарок диэлектрическую проницаемость вакуума (которой не было) с размерностью. И вот это учат дети.
и никогда не выходил в закон кулона в системе СГС Вы просто упускаете из виду тот финт ушами, что этот коэффициент в СГСЭ равен единице, поскольку единица измерения заряда в этой системе выбрана специально и притом именно с этой целью.
А вообще, это смахивает на спор о том, как лучше доказывать теорему Пифагора. Доказательств существует множество, но все они эквивалентны.
Да, в СГС единица заряда выбрана так, чтобы пропорциональность была единичной (т.к. её размерность можно было выбрать любой - подробности у Тамм "Основы теории электричества"). Но как бы вы её не выбрали, множитель именно 4*Пи от этого не появится. Этот множитель очень важен именно для физического смысла того, что делается. Откройте Китайгородского "Электроны" и вы увидите в главе "Электрическое поле" как получается силовой поток поля через сферу, окружающую заряд. Вот тут-то и появится 4*пи, как площадь сферы, окружающей заряд. Это - геометрическая величина. Её место там, где она и появилась. А вот чуть ниже, в главе "Что взять за основу" станет ясно, как этот геометрический множитель перешёл в закон кулона: "Как обычно бывает, победа осталась за лицами, более близкими к практике, чем к теории; принятая ныне система пошла по тому пути, которому техники следовали уже давно." В общем, там всё подробно расписано, к чему всё это приводит. Так вышло, потому что СИ создавалась под практику, а СГС строилась от основ - как вводили, так и записывали. Поэтому в СГС в каждой формуле есть физический смысл. А в СИ он часто даже не ночует. --------------------------------- И это вовсе не спор о лучшем доказательстве. Речь идёт о физическом смысле. Посмотрите-ка, что такое электрическая индукция D. В СИ эта абстрактная сумма векторов D=E0*E+P. В СГС это самое натуральное поле в веществе: D=E+4*Пи*P. В СИ у D даже размерность с полем не совпадает. В СГС совпадает полностью.
Вы просто упускаете из виду тот финт ушами, что этот коэффициент в СГСЭ равен единице, поскольку единица измерения заряда в этой системе выбрана специально и притом именно с этой целью.
А вообще, это смахивает на спор о том, как лучше доказывать теорему Пифагора. Доказательств существует множество, но все они эквивалентны.
"Как обычно бывает, победа осталась за лицами, более близкими к практике, чем к теории; принятая ныне система пошла по тому пути, которому техники следовали уже давно." В общем, там всё подробно расписано, к чему всё это приводит. Так вышло, потому что СИ создавалась под практику, а СГС строилась от основ - как вводили, так и записывали. Поэтому в СГС в каждой формуле есть физический смысл. А в СИ он часто даже не ночует.
---------------------------------
И это вовсе не спор о лучшем доказательстве. Речь идёт о физическом смысле. Посмотрите-ка, что такое электрическая индукция D. В СИ эта абстрактная сумма векторов D=E0*E+P. В СГС это самое натуральное поле в веществе: D=E+4*Пи*P. В СИ у D даже размерность с полем не совпадает. В СГС совпадает полностью.